Образовательный портал - Chetokin Online!: Преподаватель и ИКТ

вторник, 23 ноября 2010 г.

Преподаватель и ИКТ


О применении новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.
(Доклад на Ученом совете института )

Введение.
Образование становится более динамичным, сетевым и все больше электронным. Мы с вами живем в мире Интернета, социальных сетей, блогов, цифрового аудио, видео контента и т.п.
И это дает возможность с одной стороны иметь неограниченный доступ к лучшим мировым учебным ресурсам, а с другой стороны разобраться в качестве всего этого многообразия и квалифицированном его использовании – Ох, как непросто!
Задача сегодня – не только предоставить  слушателям знания в соответствии с утвержденным учебным планом, но научить их методологии познания и самообразования.
Обучить необходимым навыкам работы с информацией, умению эффективно взаимодействовать с коллегами, в том числе через современные ИКТ, а также умению постоянно развиваться и учиться самостоятельно.
Но давайте зададим вопрос: А мы, как преподаватели, готовы к этому? Обладаем ли мы сами этими навыками, которым должны научить нашего слушателя? А можем ли мы сами использовать их в своей ежедневной работе?
Ответ простой – должны!
Это требование жизни. Иначе, грош нам цена!
Для эффективной работы необходимо использовать все достижения современных образовательных технологий и соответствующего инструментария. Которые позволяют нам быстрее и удобнее работать с информацией, планировать свою работу, поддерживать коммуникацию со студентами и коллегами, расширять возможности учебной и научной деятельности, творить и жить в ногу со временем.
Часть 1. Краткий обзор существующих технологий.
Давайте посмотрим, что же это за «современные технологии» и инструменты.
Конечно в первую очередь это технологии Web 2.0.  и E-learning.
Что это такое?
Это второе поколение интернет сервисов, которое базируется на совместной работе пользователей по созданию и обмену контентом.
Для справки: Технология (греческ. τέχνη - искусство, мастерство, умение;  λόγος -логика,наука; методика, способ производства) - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами.
Таким образом, цель технологии заключается в том, чтобы разложить на составляющие элементы процесс достижения какого-либо результата. Технология применима повсюду, где имеется достижение и стремление к результату. Но осознанное использование технологического подхода было подлинной революцией.
Ведь до появления технологии господствовало "искусство" — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар — дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным, становится доступно всем. (http://ru.wikipedia.org)
В этом смысле Web 2.0 – это новый интернет, который делают его пользователи, а не отдельные «посвященные» (администраторы, веб-дизайнеры и т.п.).
Общаться и творить – вот девиз этой новой технологии!
Ведь нам с вами известно, что в процессе совместной деятельности – человек лучше всего обучается. Тут теория и практика работают вместе. И профессиональные знания и навыки, и квалифицированное обсуждение и отстаивание своего мнения, и освоение новых ИКТ и т.д.
Так что владеть этим надо!
Какие же инструменты этой технологии можно использовать преподавателю прямо сейчас и бесплатно?
(http://resources.elearningpro.ru/index.php/Веб-технологии_в_обучении)
Давайте по порядку. И попробуем объединить их в группы.
Итак.
1.   Для планирования учебной работы:
  •         Сервис Google Docs бесплатное приложение. Относится к онлайн сервисам работы с документами и включает возможность работы с текстовыми документами, презентациями, электронными таблицами, формами для проведения опросов и др.
  •         Еще одним инструментом планирования учебных занятий являются сервисы создания ментальных карт MindMeister (карт знаний, mind maps). Карты знаний помогают организовать план учебного занятия в виде сетей, иерархически или произвольно связанных узлов (событий). Основные принципы построения ментальных карт достаточно просты: 
         Главная тема помещается в центре листа, от нее ответвляются все остальные элемент  
Вместо фраз записываются только ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку. 
К основным веткам (элементам) добавляются изображения, ссылки, файлы и др. элементы.
  •      Сетевое планирование с помощью  Гантеркарт  (https://app.gantter.com/), когда каждое Ваше мероприятие или событие раскладывается на временную сетку их выполнения                                             

2.   Для разработки учебных курсов:
Udutu (http://www.udutu.com) – бесплатный сервис для разработки электронных курсов. Разработка курса с помощью Udutu не требует знание программирования. Вся работа происходит с помощью визуально построения курса, добавления различных элементов и контента. Созданный курс  вы можете разместить в Интернете или сохранить на компьютере. А можете использовать Udutu онлайн для обучения студентов по разработанным вами курсам.
При этом Udutu сохраняет электронные курсы в различных форматах, в том числе в международном стандарте SCORM.
3.   Для хранения информации в среде интернета:
К наиболее известным онлайн хранилищам можно отнести:
·        DropBox (https://www.dropbox.com);
·        Clip2Net (http://clip2net.com );
·        Box (http://box.net).
4.   Для распространения:
В Интернете существует множество сервисов, которые можно использовать для распространения учебных материалов (текстовых, графических, видео, аудио и др.). Наиболее известные из них:
·        Slideshare, Scribd – сервисы для размещения презентаций (с возможностью импорта в собственный интернет ресурс);
·        Youtube, Vimeo, Google видео, Yandex видео – сервисы для размещения видео (с возможностью импорта в собственный интернет ресурс).
5.   Для процесса обучения:
Более 50-ти площадок в интернет для проведения web-конференций (вебинаров),  видеосвязи и виртуальные классы.
·        Наиболее известные это: Adobe Connect, E-Works, GoToMeeting, Microsoft Office Live Meeting,  WiZiQ, DimDim, V-class, Videoport и др. позволяют расширить возможности проведения аудиторных занятий, привлекая к ним слушателей, которые не могу физически находиться в аудитории, но имеют доступ к онлайн трансляции учебного занятия.
·                         Univertv.ru – отечественный открытый образовательный видеопортал. Позволяет посмотреть образовательные фильмы на различные темы, побывать на лекциях в ведущих российских и зарубежных вузах, посетить престижную научную конференцию или научно-популярную лекцию по интересующему вас вопросу.
6.   Для контроля знаний и тестирования:
Существует множество решений, позволяющих автоматизировать процесс создания тестовых заданий, в том числе в сети Интернет. Например, сервисы
·        Aeterna, http://aeterna.ru
·        ClassMarker, http://www.classmarker.com
·        QuizMaker, http://www.proprofs.com
·        Антиплагиа́т (http://www.antiplagiat.ru) — российский интернет-проект, в рамках которого посетителям предлагается сервис по проверке текстовых документов на наличие заимствований из общедоступных сетевых источников.
7.   Инструменты для совместной работы
      Ви́ки — веб-сайты, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Вики предлагает всем пользователям редактировать любую страницу или создавать новые страницы, используя обычный веб-браузер без каких-либо его расширений.
Наиболее популярными бесплатными сервисами для создания wiki ресурсов являются:
·        SocialText, http://www.socialtext.com/
·        Wikispaces, http://www.wikispaces.com/
·        PBWorks, http://pbworks.com/ 
Блоги – мини-сайты, как правило по определенной тематике.
Платформы для размещения блогов:
·        www.livejournal.com
·        www.classblogmeister.com
·        www.blogger.com
·        www.liveinternet.ru
·        www.wordpress.com
·        www.diar y.ru
·        www.blog.ru
Twitter - интернет-сайт, представляющий собой систему микроблогов, позволяющий пользователям отправлять короткие текстовые сообщения (до 140 символов), используя веб-интерфейс, SMS или сторонние программы-клиенты.
8.     И конечно, это полноценные системы дистанционного обучения (ДСО). (Фактически, дистанционное обучение - это использование любых технологий, позволяющих проводить обучение, когда преподаватель и слушатель (студент) разделены расстоянием и/или временем. При этом возможна как работа посредством сети Интернет, так и через локальные компьютерные сети).
Наиболее известные и применяемые это:
Moodle, Sakai, OLAT, Dokeos, Docebo, .LRN и др.
Наибольшее распространение получила система Moodle, т.к. они первые пришли на наш рынок и реализовали возможность использования русского языка.
Из наиболее новых и перспективных можно назвать:
·        Система Дистанционного Обучения SharePointLMSRU - это инновационная разработка, СДО основанная на передовой технологии корпорации Майкрософт - системе Microsoft Office SharePoint Server 2007/2010.
·        Система Дистанционного Обучения JoomlaLMSRU — это совокупность мощных инструментов дистанционного обучения основанная на системе с открытым кодом Joomla CMS.
·        Система дистанционного обучения WebTutor позволяет организовать планирование, проведение и анализ результатов обучения пользователей с помощью электронных учебных курсов, а также обеспечить общение и обмен информацией между обучаемыми, преподавателями, экспертами и администраторами системы.

(P.S.  80% присутствующих слышали
об этом впервые....)
 Часть 2. Практические рекомендации по применению.
Теперь коротко о применении этих новых технологий в образовании.
Что нужно делать?
  • 1.   Не надо бояться.
  • 2.   Но надо точно знать «для чего?»
  • 3.   «Для кого?»  и "Зачем мы это делаем?"
  • 4.   Не подменять новые технологии «интеллектуальными помойками».
  • 5.   И надо постоянно учиться.
И конечно, не надо противопоставлять одно другому.
Классическую систему обучения - Электронному!  Дистанционное – Очному! Это элементы одной системы!  Они должны дополнять друг друга, а не исключать.
От правильного сочетание выиграют все: и преподаватели, и аудитория.
Ведь есть же такое понятие как "синергетика" (от греч.« sinergena » - содействие, вместедействие, совместное действие). А синергетический эффект известен – он может повышать эффективность в разы, а не просто сумма.
Правда есть категория преподавателей, которые не приветствуют новые технологии (потому, что они их не знают!) и против ДО.
Как правило, это те, которые не хотят офишировать свои халтурные лекции и бездарные часы отсидки в аудиториях. Ведь при новых технологиях все твои лекции и курсы видны как на ладони!
И качество их есть с чем сравнить!
И слушателям есть, что выбрать!
И кроме того, чтобы сделать по-настоящему хороший  электронный курс, помимо отличного владения своей специальностью, нужно еще и новые технологии знать.
И не просто знать, а владеть ими. К чему я Вас и призываю.
Часть 3. Конкретные шаги.
С чего начать?
Обучение и мотивация преподавателей:
Всем преподавателям самостоятельно пройти курс ДО «Информационные технологии для преподавателя»   на сайте «Эффективная работа преподавателя» (http://www.e-teaching.ru/po/Pages/default.aspx).
Технические мероприятия (самые простые и необходимые уже сейчас):
1.   Оснастить учебные аудитории аудиоаппаратурой (микрофон, внешние звуковые колонки).
2.   Установить роутеры (маршрутизаторы) для приема интернет в режиме Wi-Fi в здании института.
3.   Приобрести интерактивные доски и графические планшеты.
4. Видеокамеры
Организационные мероприятия:
1.   Незамедлительно приступить к практическому изучению потребности в дистанционных формах обучения и создании электронных интерактивных курсов обучения на всех кафедрах института.
2.   Без промедления включить в процесс преподавания "малые средства ИКТ" - интерактивные доски и графические планшеты.
3. Ввести должность проректора по новым образовательным технологиям и дистанционному обучению.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения