Образовательный портал - Chetokin Online!: Аккредитация – принципиально новая система или смена названия?

среда, 16 марта 2016 г.

Аккредитация – принципиально новая система или смена названия?




Уважаемые коллеги и друзья!
Чтобы разобраться в этом вопросе я публикую сегодня:
Интервью с директором Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Т. В. Семеновой.
(которое она дала журналу "Экономика ЛПУ в вопросах и ответах" 15.03.2016.г)

Уважаемая Татьяна Владимировна, как меняется порядок допуска к медицинской деятельности в этом году?
Еще при принятии Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» был предусмотрен переход с 2016 г. на новую систему допуска медработников к профессиональной деятельности. До этого основой допуска было наличие сертификата специалиста.
Это не просто замена названий, а принципиально новая система, которая должна продемонстрировать, что у врача достаточно профессионализма, чтобы заниматься тем или иным видом деятельности. Поэтому мы пришли к выводу, что внедрять систему аккредитации необходимо поэтапно. 29 декабря 2015 г. В. В. Путин подписал поправки к 323-му закону, которые делегируют Министерству здравоохранения РФ право определять этапность внедрения процедуры аккредитации. (Для продолжения нажмите "Дальше")


В 2016 г. она коснется выпускников, которые заканчивают обучение в соответствии с федеральными образовательными стандартами. Реализация стандартов была начата в 2011 г., а пятилетний срок обучения предусмотрен для стоматологов и провизоров. Поэтому этим летом выпускники стоматологических и фармацевтических факультетов будет первыми, кто пройдет процедуру аккредитации.

Недавно В. И. Скворцова сказала, что готовится нормативный акт о том, что молодые врачи должны будут отработать определенный срок в государственных медицинских организациях. Планируется ли вернуть распределение выпускников вузов? Это как-то связано с аккредитацией?
В 323-м законе предусмотрена норма, что такой уровень послевузовского профессионального образования, как интернатура, завершает свое существование в 2016 г. В связи с этим с помощью процедуры аккредитации мы сможем допустить выпускников медицинских вузов на определенные должности без постдипломного обучения.
Отмечу, что новый федеральный образовательный стандарт направлен на выработку компетенций, которые позволяют работать самостоятельно — пусть и под наблюдением старших товарищей и заведующих отделениями. Фактически, программа 6-го курса пересматривается в сторону возврата субординатуры, когда есть много практики.
Безусловно, это поможет решению кадровой проблемы, но все же это не первоочередная задача. В системе здравоохранения сохраняется кадровый дисбаланс, и он намного более чувствителен, чем истинный дефицит кадров. К сожалению, никто не мечтает работать поликлиническим терапевтом или поликлиническим педиатром, после окончания вуза все стараются попасть в стационар. Поэтому есть дисбаланс между уровнями оказания медицинской помощи.
То, о чем говорила Вероника Игоревна, — это механизм, который не повторяет систему государственного распределения, которая была раньше, но очень на нее похожа. Это целевое обучение и последующее распределение выпускников на конкретные рабочие места, в основном в первичном амбулаторном звене.

А сколько они должны будут отработать?
Пока мы обсуждаем трехлетний период работы в первичном звене.
Я предполагаю, что мы ограничим, на какие должности можно будет допустить выпускников. Но еще раз повторюсь, что это будет жесткий допуск через процедуру аккредитации.

Что это за процедура?
На сегодняшний день разработан проект приказа Минздрава, в котором мы выделили три уровня аккредитации. Они последовательные: непрохождение одного уровня не позволяет перейти к следующему.
Первичная аккредитация — для выпускников по программам специалитета. Именно она ждет нас в ближайшие два года: в 2016-м — для стоматологов и провизоров и в 2017-м — для всех остальных выпускников.
Что она включает в себя? Первое — это выполнение тестовых заданий, которые подготовлены профессиональным сообществом. Сами задания уже опубликованы на сайте Министерства здравоохранения, их можно распечатать и изучить. Это большой перечень — более 3 тыс. тестов по одной специальности.
Кроме того, на сайте Методического центра по поддержке проведения аккредитации есть возможность пройти репетиционный экзамен. Идея состоит в том, что программа автоматически подбирает набор тестов для конкретного обучающегося.
Второе — это структурированный симуляционный экзамен, который проводится по единым требованиям. Это демонстрация практических навыков в симулированных условиях: например, у стоматологов — экстракция зуба, восстановление пломбы и т. д.
И последнее — решение клинических кейсов. Здесь большую роль играет аккредитационная комиссия, которая состоит из представителей профессионального сообщества, представителя работодателя и представителя образовательного сообщества.

А представители работодателей — это кто?
Это могут быть представители профсоюзных организаций, главные врачи, просто авторитетные специалисты.
Формирование аккредитационных комиссий — это функция Минздрава, и мы начали этим заниматься. Мы запросили регионы, чтобы в наш адрес направили предложения. Потом проведем короткий курс обучения по процедурным вопросам.

Тесты, о которых Вы говорите, сформированы по новым профессиональным стандартам?
По техническим причинам, многие профессиональные стандарты пока находятся в стадии проекта, хотя уже прошли этап общественного обсуждения. В них перечислены обобщенные трудовые функции и конкретные трудовые действия. Конечно, тесты все это учитывают.
Уже есть программное обеспечение, и мы планируем провести всероссийскую репетиционную аккредитацию. Вероятно, это произойдет в первых числах апреля. Для каждого участника будет сформирован индивидуальный тест — из тех вопросов, которые можно полностью посмотреть сегодня. На эти ответы мы отводим примерно 1,5 часа.
Что касается структурированного экзамена, то здесь есть некоторые ограничения. Есть перечни компетенций, которые нужно продемонстрировать, но во время экзамена задача может быть поставлена по-разному. Ее выполнение должен оценивать эксперт, это более трудоемко. И на экзамене большое значение имеет время: если человек не справился за отведенные ему 5 или 10 минут, то он не сдал экзамен.

Как будут допускать к медицинской деятельности тех, кто давно работает?
В последующем, когда речь будет идти об аккредитации работающих врачей, будет иная процедура. После получения последнего сертификата специалиста в ближайшие 5 лет врач включается в систему непрерывного профессионального образования.
На официальном сайте edu.rosminzdrav.ru размещены образовательные программы и мероприятия, проводимые профессиональными сообществами. Участие в них будет засчитываться в образовательную активность врача и через 5 лет у него сформируется образовательное портфолио. К нему будет прикрепляться профессиональное портфолио и на основе этих двух документов аккредитационная комиссия будет оценивать возможность специалиста продолжать свою профессиональную деятельность.
Будет еще и третий вид аккредитации — когда будут разработаны критерии для того, чтобы возобновить профессиональную деятельность после перерыва. В настоящий момент эта процедура разрабатывается.

В рамках непрерывного образования будут ли выделены обязательная и вариативная части?
В рамках непрерывного медицинского образования предполагается накопление 50 часов в течение года — соответственно, в течение 5 лет получается 250 часов.
Врач самостоятельно может выбрать себе образовательный модуль, который может предусматривать и симуляционное обучение, и стажировку по определенным вопросам. Эта обязательная часть, но он ее выбирает сам.
Помимо того, в образовательную активность засчитывается участие в образовательных мероприятиях, конгрессах, съездах, конференциях профессиональных сообществ в объеме не более 14 часов в год. Эти мероприятия попадают в нашу базу, и экспертная комиссия подтвердит, что они не содержат скрытой рекламы и соответствуют другим обязательным требованиям.
И третий элемент, тоже 14 часов в год — самостоятельное обучение, дистанционные образовательные технологии. Сегодня переходим к контролю качества медицинской помощи на основе клинических рекомендаций. Соответственно, мы разрабатываем образовательные модули, которые позволяют врачу и изучить эти протоколы, и проверить на «входном» и на «выходном» тесте, насколько он их освоил.
То есть врач полностью формирует для себя индивидуальную образовательную траекторию, выбирая мероприятия этих трех форматов.

Обязательных требований, какие курсы нужно пройти по своей специальности, не будет?
Нет. Но каждая программа обучения будет маркирована, для кого она засчитывается, а для кого — нет.
То есть идея в том, чтобы всех поставщиков образовательных услуг — не важно, оказываются эти услуги за плату или за счет государства — через экспертную комиссию завести в систему непрерывного медицинского образования. Тогда мы сможем сказать, что все, что находится в системе, — легитимно. Это можно засчитывать для целей аккредитации, там нет скрытой рекламы и т. д. Все врачи в этом участвуют, и мы получаем информацию обо всем спектре врачебного сообщества Российской Федерации.
Если через 5 лет система будет работать, как мы планируем, то это будет большой переворот в системе подготовки кадров.
Мы всегда говорили, что давать все образовательные программы полностью дистанционно нельзя. Хотя мы понимаем, что современные электронные ресурсы позволяют проучить максимальное количество людей. В то же время есть ФАПы и врачебные практики, у которых нет возможности использовать электронные образовательные ресурсы. Это тоже надо учесть — доступность образования для всех врачей и средних медицинских работников.
Здесь тоже есть определенные наработки, которые будет нужно реализовывать: начиная от обеспечения системой дистанционного общения, заканчивая, может быть, специальными обучающими модулями «на колесах», которые можно привезти непосредственно на рабочее место.

Пока идет переходный период к аккредитации, будет ли как-то измена процедура получения сертификата специалиста?
Согласно 323-му закону процедура аккредитации заменяет процедуру сертификации. Поэтому в течение ближайших 5 лет врачи, которые уже работают, проходят еще одну процедуру сертификации по старым правилам и сразу включатся в систему непрерывного профессионального образования. Сертификат будет действовать до окончания его срока.
Через 5 лет после получения последнего сертификата они пройдут аккредитацию. Но она будет не такая, как для выпускников, только вступающих в отрасль. Она будет больше ориентирована на анализ профессиональной деятельности.

Еще один вопрос. По Трудовому кодексу, если закон требует обязательного обучения, работодатель обязан его оплачивать. Надо ли будет медорганизации оплачивать непрерывное медицинское образование?
В настоящий момент процедура аккредитации не предусматривает взимания платы с работодателя. В 2016—2017 гг. это аккредитация выпускников, у которых еще нет работодателя. Это государственная функция, и мы ее будем выполнять совместно с профессиональным сообществом. Для нас важно качество оказания медицинской помощи, качество подготовки специалистов, а не экономическая выгода при допуске к профессии.
Обязательства работодателей перед работниками как были, так и остаются. В то же время здравоохранение — это стратегическая отрасль, поэтому мы за счет средств государства учим врачей, которые работают в государственной системе здравоохранения.
Кроме того, есть образовательный сертификат — дополнительный механизм оплаты, который предусмотрен последними изменениями Федерального закона № 326 «Об обязательном медицинском страховании». Это средства нормированного страхового запаса, которые можно будет тратить в том числе на повышение квалификации. То есть это оплачивает система медицинского обязательного страхования

Комментариев нет:

Отправить комментарий